Просмотр полной версии : M3 E46 - проблема SMG [Need Help]
J.P.R.F.
24.09.2014, 23:36
Народ,
Очень нуждаюсь в коллективном разуме, наши сервисмены не справились - буду признателен, кто прочитает до конца многА букв и сможет дать дельный совет.
История:
1. В 2013м году коробка SMG стала дурить - после пробок, особенно в жаркие дни стала скидывать в нейтраль, с соответствующей индикацией на приборке шестеренкой. После 5-7 секунд передача включалась обратно. Диагностика показала "56 Speed monitoring / Hydraulic Unit". Заменил реле, пентозин в гидроблоке, залил новую прошивку, сделал адаптацию сцепления. Авария встречалась крайне редко, поэтому на том и остановился, и проездил так до августа 2014.
2. В августе после 1 часа езды по треку коробка встала во 2ю передачу и на газ перестала реагировать. Заглушил, она естественно, заводиться не стала. Скинул клемму аккума, авто остыло минут 20-30 и завелась, поехала как ни в чем не бывало, без аварии. Под рукой был только Carsoft - показал 2 ошибки:
- 56 Speed monitoring / Hydraulic Unit;
- 60 Selector Lever switch.
Насос качал примерно через каждые 2.5-3 минуты, давление, к сожалению, не знаю.
3. На следующий день поехал на диагностику в один из самых достойных сервисов Питера - почему-то ISTA не увидела smg и комп.диагностика провалилась, зрительный осмотр ничего не выявил.
Уехал ни с чем и авария повторилась после 20-минутной пробки - опять тачка встала на передаче и на газ не реагировала. После стоянки в 2 часа поехала без проблем.
После многих часов изучения данной системы smg, общения с множеством владельцев эмок из разных стран, решено и сделано следующее:
А) Заменен насос гидроблока на новый OEM,
Б) Заменен датчик температуры жидкости гидроблока на новый,
В) Проведена прокачка сцепления, гидроблока, полная адаптация через INPA.
Уехал счастливый из сервиса, проехал км 5, в том числе по небольшой пробке, припарковался на 3 часа, но стоило отъехать, как коробка опять встала на передаче и опять не реагирует на газ! :wll: Авария INPA: "56 switching on time of hydraulic unit" (screen-shot приложен).
Насос отлично качает до 85 Бар.
Что ЭТО может быть?
Мысли:
- Один сервисмен, занимающийся эмками в Англии, говорит, заменить снова реле - типа через него включается насос и он может быть причиной. Так же говорит, что за 10 лет ремонта эмок ни разу не встречал сломанный пневмоаккумулятор, т.ч. на него типа можно не смотреть.
- Насторожило voltage supply Ubatt = 11.82 V на заведенном авто. Как-то маловато, мне кажется. Может напряжения в какой-то момент не хватает, генератор умирает...? На пендосовских форумах встречалось, что замена аккума решала некие проблемы с смг.
- Думаю, могут и мозги дурить. Вопрос - ГДЕ находится ECU Smg? Как-то можно это проверить?
Любые идеи в студию.
Заранее спасибо большое!
J.P.R.F.
28.09.2014, 20:22
Мда, видимо, столько текста никто не осилил...
После замены реле ничего не изменилось - через некоторое время авто снова встало на передачу, первую, и реакции на газ нет
=> Проверил, насос не качает, хотел запустить его через Инпу, на что она выдала "activation conditions not fulfilled, hydraulic pressure is -12bar. "
=> Потом заглушился и появилась ошибка "50_Selector_Angle_cannot be regulated".
=> Завелся с нейтралки, поставил передачу, получилась 3я и тачка поехала минуты три на на ней и опять встала. Ошибки
- 37_Shift path (gear) position sensor evaluation;
- 36_Selector angle (WW) position sensor evaluation.
В общем, судя по всему, накрылся датчик/Выключатель распоз. включенной передачи (23 41 2 229 792) - предполагаю, что этот датчик передает фигню в мозги и далее мозги уже говорят, что activation conditions are not fulfilled и ни насос, ни передачи не включаются.
Знатоки, прокоментируйте, пож-та! Машинку жалко и сезон проходит(
Ну и если у кого-то есть этот датчик может б/у, хотя для экспериментов, куплю.
хочется помочь, а чем не знаю(((
Блок SMG находится там же где и DME - за левым стаканом у лобового стекла.
p.s. Возьми этот выключатель с разборки что ль...
Маховик давно менял?Было очень похожее , поменял маховик прошло.
J.P.R.F.
30.09.2014, 10:16
Вчера провел сессию диагностики с англичанином через skype и teamviewer - мужик мега мозг, 1.5 часа все тщательно проверял ну и результат, на самом деле, был для меня ожидаем - конечно, не 100%, но предположения следующие:
1. Со всей системой SMG у меня ВСЁ впорядке, датчик положения передач нормальный, т.ч. по нему отбой.
2. Корень причины зарылся в ВАНОСЕ. Аварии, которые обнаружили после некоторого времени работы дигателя на ХХ и появились одновременно:
- 184 EVANOS1 Regulation (actual value too low)
- 17 SMG switching process (0100-Broken wire / Value missing).
Предположение основано на следующем:
- после аварии двигатель на ХХ работает нестабильно, обороты плавают и звук не айс, слегка тарахтит,
- Из-за SMG двигатель не может начать колбасить, а вот наоборот возможно.
- Вероятно, DME посылает какой-то сигнал о неисправности в ECU SMG и тот отрубает насос/передачи.
Больше деталей писать не буду, все равно никто не читает, напишу только вопрос:
=> Нужен Vanos Solenoid Coil Pack (Электромагнитный клапан), вот этот:
http://www.beisansystems.com/images/bs023_large.jpg
У кого есть, предлагайте :wave:
Nickolay
30.09.2014, 10:46
Я читаю! автар, пеши ещо! ))
ALEX-BMW.Spb
30.09.2014, 21:58
Вчера провел сессию диагностики с англичанином через skype и teamviewer - мужик мега мозг, 1.5 часа все тщательно проверял ну и результат, на самом деле, был для меня ожидаем - конечно, не 100%, но предположения следующие:
1. Со всей системой SMG у меня ВСЁ впорядке, датчик положения передач нормальный, т.ч. по нему отбой.
2. Корень причины зарылся в ВАНОСЕ. Аварии, которые обнаружили после некоторого времени работы дигателя на ХХ и появились одновременно:
- 184 EVANOS1 Regulation (actual value too low)
- 17 SMG switching process (0100-Broken wire / Value missing).
Предположение основано на следующем:
- после аварии двигатель на ХХ работает нестабильно, обороты плавают и звук не айс, слегка тарахтит,
- Из-за SMG двигатель не может начать колбасить, а вот наоборот возможно.
- Вероятно, DME посылает какой-то сигнал о неисправности в ECU SMG и тот отрубает насос/передачи.
Больше деталей писать не буду, все равно никто не читает, напишу только вопрос:
=> Нужен Vanos Solenoid Coil Pack (Электромагнитный клапан), вот этот:
http://www.beisansystems.com/images/bs023_large.jpg
У кого есть, предлагайте :wave:
спроси у Ротса.
J.P.R.F.
01.10.2014, 13:29
ALEX-BMW.Spb (http://m-power.ru/forum/member.php?u=10597),
Уже спросил - у него есть, жду ответ на некоторые вопросы.
Но с другой стороны я в замешательстве - какой смысл покупать б/у, скажем, за 8тр, если есть проверенное решение от Beisan Systems за 150$ + 24$доставка - и ты получаеim новый электромагнитный клапан...
И вообще я тут пол ночи читал буржуйские форумы, и понял, что еще причиной может быть неисправный датчик распредвала (Cam Position Sensor on the Intake Cam) :shock:
ALEX-BMW.Spb (http://m-power.ru/forum/member.php?u=10597),
Уже спросил - у него есть, жду ответ на некоторые вопросы.
Но с другой стороны я в замешательстве - какой смысл покупать б/у, скажем, за 8тр, если есть проверенное решение от Beisan Systems за 150$ + 24$доставка - и ты получаеim новый электромагнитный клапан...
И вообще я тут пол ночи читал буржуйские форумы, и понял, что еще причиной может быть неисправный датчик распредвала (Cam Position Sensor on the Intake Cam) :shock:
Небольшое уточнение.
Бейсан продает за 300$, из них 150 возмещают после отправки им своего.
Я бы на твоем месте так и поступил. Заодно приобрел бы у них все остальное для s54 (прокладки, кольца, диск) и отребилдил ваносы.
Можем групп бай организовать ) Я в теме.
Вези машину в Москву, в нормальный сервис
дешевле будет, чем менять всё что можно, как я и делал в свое время )))
J.P.R.F.
02.10.2014, 09:56
Да, именно так:
Бейсан продает за 300$, из них 150 возмещают после отправки им своего
Это москвичей обычно пугают и напрягают отправки за границу МКАДа, а для меня вообще не проблема)
Вези машину в Москву, в нормальный сервис
дешевле будет, чем менять всё что можно, как я и делал в свое время )))
А я так не делаю - пока что ничего лишнего не заменено и не планируется)
Вчера заказал новый электромагнитный клапан Бейсан, жду через недельку, т.ч. этот вопрос не актуален.
Но вот что по прежнему интересует - связь систем ваноса и смг. Все же врятли из-за сбитых фаз или неисправного клапана не переключаются передачи :shock:
А я так не делаю - пока что ничего лишнего не заменено и не планируется)
кроме гидроблока... )
выше уже спрашивали - когда менял сцепу? маховик менялся? что ещё менялось?
J.P.R.F.
03.10.2014, 09:12
кроме гидроблока... )
выше уже спрашивали - когда менял сцепу? маховик менялся? что ещё менялось?
Гидроблок не менял - заменил только насос гидроблока, устранив тем самым пункт № 1 в истории, в 1м посте (скидывала в нейтраль).
Сцепу и маховик я не менял, вроде как предыдущий владелец менял сцепу до меня - я проехал ~ 20 т.км. Но у меня сцепление и не буксует, адаптацию проводил, симптомов, похожих на умершую сцепу, нет. Ну как мне кажется :)
По части коробки/ваноса менял только натяжитель цепи ваноса для профилактики и делал регулировку, ~ 2т.км назад. Больше ничего не менял.
Сцепу и маховик я не менял, вроде как предыдущий владелец менял сцепу до меня - я проехал ~ 20 т.км. Но у меня сцепление и не буксует, адаптацию проводил, симптомов, похожих на умершую сцепу, нет. Ну как мне кажется
разгонись на видео сними спидометр и со звуком, докручивая до 6+ и не отпуская газ в 5ом режиме.
лучше, чтобы было видно переключения передач повыше, минимум 2-3 3-4, а в идеале конечно 4-5 5-6 )
J.P.R.F.
04.10.2014, 22:13
разгонись на видео сними спидометр и со звуком, докручивая до 6+ и не отпуская газ в 5ом режиме.
лучше, чтобы было видно переключения передач повыше, минимум 2-3 3-4, а в идеале конечно 4-5 5-6 )
А зачем? :)
Как полученная информация будет анализироваться и о чем должна сказать?)
ну у меня больше года смг ездила не очень. в итоге я её победил и теперь работает идеально.
по видео смогу сказать как оно у тебя едет.
J.P.R.F.
08.10.2014, 15:01
ну у меня больше года смг ездила не очень. в итоге я её победил и теперь работает идеально.
по видео смогу сказать как оно у тебя едет.
А ты внимательно прочитал тему?:cool: Проблема не в том, как она едет, а в том, что она бывает ВООБЩЕ не едет))
Т.е. не факт, что дигло успеет прогрееться, чтобы жарить до отсечки на 5-6й)
Ну посмотрим - через пару дней должен приехать клапан, поменяю, а там будет видно.
думаю по переключениям хотелось посмотреть как работает сцепление
А ты внимательно прочитал тему?
более чем. потом задал вопрос и получил ответ, на основании которого я задал следующий вопрос.
думаю по переключениям хотелось посмотреть как работает сцепление
) именно.
ко мне какое то время назад человек с форума обращался за советом, тоже про смг. на вопрос "подбуксовывает ли сцепа при переключениях", сказал что у него такой проблемы нет. затем скинул видео, где я увидел такую же буксующую сцепу как было и у меня.
все мои проблемы, как оказывается спустя время, вовсе не такие эксклюзивные, как мне пытались донести. по крайней мере я уже таких машин знаю не одну и не две.
просто большинство людей сформулировать не могут нормально, в чем у них косяк. часто нехватает навыков и знаний устройства автомобиля, чтобы определить "это работает правильно а это нет и так работать не должно".
ps я не имею "многолетнего опыта" по м3, и я не знаю всех её болячек. на моей машине я пока "ломал" только некоторые вещи, все подряд к счастью не ломается ). соответственно что знаю, тем и пытаюсь помочь, как минимум хотя бы исключить те узлы (по симптомам), с которыми я уже знаком.
J.P.R.F.
18.10.2014, 14:53
ко мне какое то время назад человек с форума обращался за советом, тоже про смг. на вопрос "подбуксовывает ли сцепа при переключениях", сказал что у него такой проблемы нет. затем скинул видео, где я увидел такую же буксующую сцепу как было и у меня.
Ясно, ну тогда как только тачка поедет, можно и сцепление проверить. Когда мне англичанин делал удаленную диагностику, он смотрел какие-то параметры - сказал, что все в норме. Проверим.
все мои проблемы, как оказывается спустя время, вовсе не такие эксклюзивные, как мне пытались донести. по крайней мере я уже таких машин знаю не одну и не две.
просто большинство людей сформулировать не могут нормально, в чем у них косяк. часто нехватает навыков и знаний устройства автомобиля, чтобы определить "это работает правильно а это нет и так работать не должно".
ps я не имею "многолетнего опыта" по м3, и я не знаю всех её болячек. на моей машине я пока "ломал" только некоторые вещи, все подряд к счастью не ломается ). соответственно что знаю, тем и пытаюсь помочь, как минимум хотя бы исключить те узлы (по симптомам), с которыми я уже знаком.
Миша, и на этом тебе большое спасибо! :beer: Ибо все, кто имеет этот "многолетний опыт" - на этом зарабатывает бабки и в современном мире не хочет просто так делиться своими знаниями. Поэтому ЛЮБОЙ совет по своему опыту таких же владельцев, как и я - весьма полезны.
Ситуация на сегодня:
Эл.клапан приехал, тачка простояла еще 1.5 недели - сел везти ее в ремонт. Завелась и тут же начала колбасить по-новому: пытается заглохнуть, обороты прыгают, если получается тронутся с места, то на оборотах машина едет, как только обороты падают до 1000об/мин, глохнет.
Ошибка по DME:
INPA - "lambda probe heating after cat bank1"(не должно никак влиять, поидее),
ISTA в сервисе чуть позже показала еще Vanos exhaust и Датчик положения р/в - рассинхронизация р/в и к/в.
Короче че-то у меня с фазами, видимо. Начали исследования - поменяли эл.клапан, прочистили мех.блок этого клапана по инструкции от Бейсан, сняли клап.крышку, ничего особенного (типа механически сломанного исп.механизма) пока не увидели, investigations ongoing...
J.P.R.F.
28.10.2014, 10:08
Ну чтож, буду обновлять тему, сделаю дневник) Все комментарии/мысли - welcome!
Проблему с ваносом решили. Сделано:
- Установлен новый эл.клапан от Beisan,
- Тчательно промыта механическая часть клапана по их инстуркции,
- Заменены болты исполнительного мех-ма на новые OEM (оказалось, что подклинивало один вал),
- Проверены/выставлены фазы.
Ошибок по ваносу больше нет.. но...
Последовательность событий:
- Проехал ~3 км от сервиса, загорелась шестеренка и ошибка INPA по SMG “56 Switching-on time of hydraulic unit” [Авто едет, передачи переключаются];
- 2 суток машина стояла, после завода обороты слегка поплыли и ошибка по DME "59 Clutch Control” [Авто едет, передачи переключаются];
- Ошибку удалил, машина проехала без проблем 5-7 км;
- Авто постояла пол дня, завелась и проехала минут 10 по пробке без проблем и...
- встала! Показывает 1ю передачу и на газ не реагирует. Ну а дальше полный набор ошибок - Clutch control, после того, как заглушил/завел встречающиеся ранее “36_Selectoranglepossensorevaluation ” и “37_Shiftpathpossensorevaluation” :help: Давление в гидроблоке в норме, пневмоаккумулятор держит, насос качает как положено.
Вот тут и наступил момент, когда совсем не ясно, что делать и пошли гадания :wf: Вроде как больше похоже на электрическую проблему, но уж слишком сильно смущает появившаяся авария по сцеплению - ВОПРОС:
Может ли сцепление вот так себя вести и выдавать такие последствия?
Умные мысли в студию!
p.s. Сейчас действительно наступило время, когда можно менять все подряд, не решая корень проблемы - серьезно задумался надо транспортировкой тачки в Москву или о замене smg на ручку...
КТО готов взяться за переделку коробаса на ручку под ключ - предложения в личку :wave:
Еле осилил текст.
По инету не подскажу, скорее датчик моросит какой то на гидроблоке.
Где хранится у тебя автомобиль? В каких условиях?
Если заменить было гидроблок, скорее это было бы более быстрое и наверное бюджетное решение. Но сказать это можно только посидев некое время с автомобилем.
Соберешся в Москву заезжай, думаю за день можно поставить точный диагноз.
п.с. англичанинивидимо не так долго делает М или вообще их не делает т.к. аккумуляторы на СМГ всех поколений летят только во путь.
подкапотку не мыли случаем? )
Случайно появляющиеся ошибки намекают на проблему с проводкой или контактами..."блуждающие глюки"..Если автор гото вменять все подряд, можно начать с датчиков распредвалов и коленвала.
J.P.R.F.
28.10.2014, 21:33
Еле осилил текст.
По инету не подскажу, скорее датчик моросит какой то на гидроблоке.
Где хранится у тебя автомобиль? В каких условиях?
Если заменить было гидроблок, скорее это было бы более быстрое и наверное бюджетное решение. Но сказать это можно только посидев некое время с автомобилем.
Соберешся в Москву заезжай, думаю за день можно поставить точный диагноз.
п.с. англичанинивидимо не так долго делает М или вообще их не делает т.к. аккумуляторы на СМГ всех поколений летят только во путь.
Спасибо, что осилил!
С ноября по апрель авто хранится в сухом гараже, летом - 70% в гараже, 30% на улице.
Полную замену гидроблока посчитал абсолютно не рациональной - ибо средняя цена за б/у с пробегом за 100ткм = 30тр. Я же ~за 27тр купил НОВЫЙ насос + датчик температуры. Помимо него на гидроблоке, насколько я знаю (так написано в мануале), только еще 1 датчик - датчик давления жидкости гидроблока. Но с давлением у меня все впоряде, это легко диагностируется.
P.s. Англичанин говорил, что 10 лет занимается эмками. Но даже если он ошибается, его винить никак нельзя - человек и так уделил столько времени просто так. У нас никто из сервисменов на такое не готов ;) Не в укор, но это так.
подкапотку не мыли случаем? )
Не, года 1.5 назад может.
Случайно появляющиеся ошибки намекают на проблему с проводкой или контактами..."блуждающие глюки"..Если автор гото вменять все подряд, можно начать с датчиков распредвалов и коленвала.
Эх, знать бы где эти контакты и проводка...
Нет, не готов. Сейчас никаких ошибок по р/в и к/в нет, проблема с ваносом решена.
carlsson
29.10.2014, 14:33
а как удалось поменять насос на новый? гидроблок неразборный ведь? в Рейспорте мне сказали, что отдельно насос купить и заменить нельзя, только гидроблок в сборе.
J.P.R.F.
30.10.2014, 10:31
а как удалось поменять насос на новый? гидроблок неразборный ведь? в Рейспорте мне сказали, что отдельно насос купить и заменить нельзя, только гидроблок в сборе.
:d мдаа...нет слов. Даже не буду комментировать сказанное Рейспорт, хотя очень хочется)
Ты гидроблок, видимо, в руках не крутил - насос с него сниматеся элементарно (Снять гидроблок, кстати, тоже элементарно, а не так, как многие сервисы говорят). Это исключительно очередная отличная работа маркетологов бНв Моторспорт - в гражданских есть отдельная позиция на насос, а у нас только в сборе. Реально насосы разные - это правда. Но методология замены примерно одинаковая.
carlsson
30.10.2014, 15:38
:d мдаа...нет слов. Даже не буду комментировать сказанное Рейспорт, хотя очень хочется)
Ты гидроблок, видимо, в руках не крутил - насос с него сниматеся элементарно (Снять гидроблок, кстати, тоже элементарно, а не так, как многие сервисы говорят). Это исключительно очередная отличная работа маркетологов бНв Моторспорт - в гражданских есть отдельная позиция на насос, а у нас только в сборе. Реально насосы разные - это правда. Но методология замены примерно одинаковая.
как тогда купить новый насос отдельно, если его в ЕТК нет? :)
J.P.R.F.
31.10.2014, 09:10
как тогда купить новый насос отдельно, если его в ЕТК нет? :)
Я об этом тоже волновался, но тот, кто ищет тот всегда найдет - на международных аукционах бывает всё :wnk: Да, только доставки в РФ не было - пришлось привозить через несколько рук.
P.s. Кстати, для информации местному населению: есть и куда более бюджетный вариант, если срок не жмет - имеются варианты по восстановлению насоса заграницей (с отправкой своего). Кто не в курсе - насос гидроблока это обычный эл.насос с медно-графитовыми щетками. Но добраться до них тяжело. Думаю, и у нас должны быть мастера, но в Питере я не смог оперативно найти.
P.s. Кстати, для информации местному населению: есть и куда более бюджетный вариант, если срок не жмет - имеются варианты по восстановлению насоса заграницей (с отправкой своего). Кто не в курсе - насос гидроблока это обычный эл.насос с медно-графитовыми щетками. Но добраться до них тяжело. Думаю, и у нас должны быть мастера, но в Питере я не смог оперативно найти.
это надо в ремонт стартеров генераторов.
carlsson
31.10.2014, 18:05
Я об этом тоже волновался, но тот, кто ищет тот всегда найдет - на международных аукционах бывает всё :wnk: Да, только доставки в РФ не было - пришлось привозить через несколько рук.
P.s. Кстати, для информации местному населению: есть и куда более бюджетный вариант, если срок не жмет - имеются варианты по восстановлению насоса заграницей (с отправкой своего). Кто не в курсе - насос гидроблока это обычный эл.насос с медно-графитовыми щетками. Но добраться до них тяжело. Думаю, и у нас должны быть мастера, но в Питере я не смог оперативно найти.
У насоса есть какой-то артикул (номер) завода-изготовителя?
:d мдаа...нет слов. Даже не буду комментировать сказанное Рейспорт, хотя очень хочется)
Ты гидроблок, видимо, в руках не крутил - насос с него сниматеся элементарно (Снять гидроблок, кстати, тоже элементарно, а не так, как многие сервисы говорят). Это исключительно очередная отличная работа маркетологов бНв Моторспорт - в гражданских есть отдельная позиция на насос, а у нас только в сборе. Реально насосы разные - это правда. Но методология замены примерно одинаковая.
А зачем комментировать, если бы у вас был нормальных подход к ремонту автомобилей, он был бы уже на ходу и не нужно было искать проблему пол года через интернет, у большинства людей на это нет времени. Рейспорт не центр который чинит детали не починяемые))), на это нет времени и желания не у нас не у большинства клиентов. Мы не превращаем БМВ в ТАЗы, не собирая и не перетачивая из подручных средств детали чтоб они только подходили. Если мы и делаем запасные части, то они превосходят заводские по показателям и стоят гораздо дороже оригинала. Если клиенты не разделяют наших взглядов у них просто нет достаточно средств на обслуживание своих автомобилей у нас и они выбирают фирмы по проще.
+1
Лучше обратиться к квалифицированным спеца чем тыкать пальцем в небо и по стоимости это выйдет не намного дороже, а то и дешевле, но самое главное машина будит ЕХАТЬ.
А зачем комментировать, если бы у вас был нормальных подход к ремонту автомобилей, он был бы уже на ходу и не нужно было искать проблему пол года через интернет, у большинства людей на это нет времени. Рейспорт не центр который чинит детали не починяемые))), на это нет времени и желания не у нас не у большинства клиентов. Мы не превращаем БМВ в ТАЗы, не собирая и не перетачивая из подручных средств детали чтоб они только подходили. Если мы и делаем запасные части, то они превосходят заводские по показателям и стоят гораздо дороже оригинала. Если клиенты не разделяют наших взглядов у них просто нет достаточно средств на обслуживание своих автомобилей у нас и они выбирают фирмы по проще.
прочитал, вы прям как боги почти ). Леш, вы конечно хорошие специалисты, но и у вас бывают трудности, когда вы не можете разобраться с проблемой достаточно долго.
тем более если человек смог найти оригинальный мотор на гидроблок отдельно, чем это плохо то?
Лучше обратиться к квалифицированным спеца чем тыкать пальцем в небо и по стоимости это выйдет не намного дороже, а то и дешевле, но самое главное машина будит ЕХАТЬ.
есть косяк - со специалистами туго у нас. приезжаешь, а точно так же играют в угадайку за твой счет.
J.P.R.F.
01.11.2014, 21:46
это надо в ремонт стартеров генераторов.
Именно - московские владельцы гражданских СМГ так и делали. Я обзвонил 7 контор, в одном взялись посмотреть, но добраться до щеток не смогли, конструкция оказалось отличной от гражданских насосов.
У насоса есть какой-то артикул (номер) завода-изготовителя?
Нет, об этом и речь, в ЕТК нет номера.
А зачем комментировать, если бы у вас был нормальных подход к ремонту автомобилей, он был бы уже на ходу и не нужно было искать проблему пол года через интернет, у большинства людей на это нет времени. Рейспорт не центр который чинит детали не починяемые))), на это нет времени и желания не у нас не у большинства клиентов. Мы не превращаем БМВ в ТАЗы, не собирая и не перетачивая из подручных средств детали чтоб они только подходили. Если мы и делаем запасные части, то они превосходят заводские по показателям и стоят гораздо дороже оригинала. Если клиенты не разделяют наших взглядов у них просто нет достаточно средств на обслуживание своих автомобилей у нас и они выбирают фирмы по проще.
Леша, вы молодцы, у вас грамотный центр. С вашим подходом не спорю, все верно.
Но вот выделенное жирным сказано необосновано. В чем мой подход не нормальный? Эта машина - мечта моего детства, она для меня больше, чем ТС, и отношение к ее обслуживанию соответствующее. В ней нет ни одной паленой детали и все, что требуется, и даже больше, она получает. Проблему я ищу у всех спецов в зоне доступности, тачкой добросовестно занимался один из лучших сервисов Питера, которые больше всех видели 46е эмки, включая цсл. Данная тема по сути больше похожа на дневник - возможно, кому-то пригодится в будущем. Для этого форумы и есть.
+1
Лучше обратиться к квалифицированным спеца чем тыкать пальцем в небо и по стоимости это выйдет не намного дороже, а то и дешевле, но самое главное машина будит ЕХАТЬ.
Никто пальцем в небо тупо не тыкает.
есть косяк - со специалистами туго у нас. приезжаешь, а точно так же играют в угадайку за твой счет.
Ага. Именно так мне несколько сервисов в открытую и говорили - "приезжайте, но будьте готовы, что мы будем рекомендовать менять одно за другим"
Я написал так потому, что мне кажется что дело в гидроблоке. Но посколько это интернет и это только кажется так как машины нет рядом. Более простые вещи не просто понять как лечить по интернету, чего говорить о засадах. Все вменяемые люди давно поняли что сцепление нужно менять в сборе, что прошли те времена когда авто владельцы меняли подшипник, диск или корзину по отдельности. Тем более на мощных двигателях. Потому что зашуршав подшипник, совсем скоро после ремонта накроется диск и т д. С гидроблоками ситуация во многом схожа. На некоторые модели есть запчасти отдельно, но реально сбоев по конкретным поломкам частей целого очень мало. Как правило это не починка окончательная, это отсрочка все того же ремонта. У всех деталей есть ресурс, тем более в наше всекитайское время. С экономить на всем не брезгуют все, даже премиальные гиганты. Можно конечно разобрать 99% даже сложных деталей и если человек технически грамотен и знаком с процессами производства можно даже починить то что кажется что починить нельзя. (Еще года три назад увидев обломки синхронизаторов из карбона в коробке смг3 мы комментировали владельцу что это выброс кпп, так как это можно сделать только в заводских условиях. Но сейчас у нас появилось гораздо больше опыта в производстве, в ремонте и материалы не стоят на месте. У нас появился клей который может склеить карбон с металлом при этом когда карбон имеет фрикционные свойства и все это кружится в масле при температуре до 100 градусов. Такого клея раньше не было. Но мы не предлагаем все ровно эти детали. Так как начнутся рекламации от остальных деталей.)
Но есть но.
С позиции компании.
Компания работает по часам, если делать деталь самому попросив сделать такую же соседа дядю Ваню только без обломанного уха то это может стоить 5 рублей, фирме же нужно дать задание одному специалисту обмерить что то, после начертить, если изделие нагруженное выбрать материал и способ обработки. Далее сделать эту деталь не из украденного например алюминия ,а купленного на склад. Все это время которое в любой компании очень ценится. Поэтому точить ротор на электродвигателе никому не интересно который и так продается, когда за это время можно сделать по настоящему интересную работу.
Это я про починку деталей и подбор аналогов от кухонных машин. Подобные вещи мы например делаем если детали сняты с производства либо ее нужно улучшить как правило это спортивная направленность.
Со стороны клиента.
Мало того что придется оплачивать несколько раз одну и ту же работу, так еще вы потеряете свое время которое можете уделить работе, семье, себе и т д. Я рад за людей искренне которые это понимают. Сервисному центру клиенты которые не желают вслушиваться в рекомендации наоборот наиболее выгодны, так как сначала можно чинить сиротским способом починяя детали, потом нормально по регламенту , так как кроилово ведет всегда к одному.
J.P.R.F.
07.11.2014, 10:09
Леша,
Я думаю почти любому здравомыслящему человеку общие принципы работы и наиболее выгодные подходы крупной московской компании в 21м веке понятны. И твое мнение, что мне нужно было за 110тр покупать гидроблок в сборе, а не за 27тр насос с датчиком я увидел.
Меня интересует конкретный вопрос:
Я написал так потому, что мне кажется что дело в гидроблоке.
- почему ты думаешь, что дело в гидроблоке? Можешь технически объяснить?
С гидроблоками ситуация во многом схожа. На некоторые модели есть запчасти отдельно, но реально сбоев по конкретным поломкам частей целого очень мало.
А что еще обычно ломается в гидроблоке на е46м3, кроме датчика температуры, насоса и пневмоаккумулятора?
А что еще обычно ломается в гидроблоке на е46м3, кроме датчика температуры, насоса и пневмоаккумулятора?
клапана не держат давку. но скорее всего дело в резинках. последнее проверить к сожалению не получилось, просто переставили клапан.
Леша,
Я думаю почти любому здравомыслящему человеку общие принципы работы и наиболее выгодные подходы крупной московской компании в 21м веке понятны. И твое мнение, что мне нужно было за 110тр покупать гидроблок в сборе, а не за 27тр насос с датчиком я увидел.
Меня интересует конкретный вопрос:
- почему ты думаешь, что дело в гидроблоке? Можешь технически объяснить?
А что еще обычно ломается в гидроблоке на е46м3, кроме датчика температуры, насоса и пневмоаккумулятора?
Для конкретных ответов на конкретные вопросы ))) нужен автомобиль.
J.P.R.F.
10.11.2014, 12:27
клапана не держат давку. но скорее всего дело в резинках. последнее проверить к сожалению не получилось, просто переставили клапан.
Верно, еще клапана выходят из строя. Но у меня с давлением все в порядке - оно держится и после ряда переключений набирается как надо.
Для конкретных ответов на конкретные вопросы ))) нужен автомобиль.
Именно такой ответ ожидал получить)) И сие утверждение абсолютно логично, я не спорю. Просто какой смысл писать "считаю виновата деталь Х", если нет технических доводов :wnk: Это всё то же гадание. Усе, Леша, peace, если решу с машиной оказаться в Москве, то сразу же к вам :wave:
По теме:
Авто стоит у одного нашего клубня в сервисе. Человек сам предложил помощь, имеется энтузиазм, да и вообще весь подход к работе резко отличается от других и это чертовски приятно :beer:
- Проверили мозги/пины, проводку - все в идеале, ничего не спалено, все пины на месте;
- Возили тачку к авторитетному в Питере диагносту. Поковырявшись час-другой предположил, что дело в механике - как вариант, обойма штока выбора передач (шарнир за 1.5тр).
Снятие коробки ничего криминального не показало, за исключением херового выжимного подшипника сцепления и небольшой течи с коробки. Сам диск сцепления, корзина в среднем состоянии.
Т.к. времени теперь уже до весны вагон, спешить не куда не буду - 1м приоритетом меняю комплект сцепления, уже приобретен оригинал, и шарнир. Жду сальники коробки и после доставки на следующей неделе пробуем.
Тогда ждем результата. Как говорится пиши если чО)))))
п.с. Интересно в общем.
J.P.R.F.
29.11.2014, 21:05
Нифига, проблема банально не решилась - замена сцепы не помогла. Т.ч., если че, есть комплект диск+корзина в среднем состоянии (выжимной подубитый) :)
Пробовал сделать адаптацию - свалилась на 1м же шаге, прокачка исполнительного механизма. И вылезли традиционные ошибки:
36_Selector angle (WW) position sensor evaluation (позиционный датчик угла рычага управления),
37_Shift path (gear) position sensor evaluation (позиционный датчик тракта переключения),
50_Selector_Angle_cannot be regulated.
Т.ч. вероятнее всего, то, о чем я подозревал с самого начала (прям во втором посте), все же верно - поломка кроется в датчике распоз. включенной передачи. Ну или в самом исполнительном механизме.
Сейчас ищу б/у.
В общем, если кому будет нужно продиагностировать смг, теперь смогу помоч)))
В общем, если кому будет нужно продиагностировать смг, теперь смогу помоч)))
Э Э Эй ты хлеб не отбивай. :d:d:d
J.P.R.F.
05.12.2014, 13:48
Э Э Эй ты хлеб не отбивай. :d:d:d
:d Вы ж в Москве, какой хлеб - москвичам только по телефону готов помоч, а своим землякам и компьютерную диагностику сделаю, бесплатно, естественно :wnk:
:d Вы ж в Москве, какой хлеб - москвичам только по телефону готов помоч, а своим землякам и компьютерную диагностику сделаю, бесплатно, естественно :wnk:
респектос! :thumbup
Нифига, проблема банально не решилась - замена сцепы не помогла. Т.ч., если че, есть комплект диск+корзина в среднем состоянии (выжимной подубитый)
Пробовал сделать адаптацию - свалилась на 1м же шаге, прокачка исполнительного механизма. И вылезли традиционные ошибки:
36_Selector angle (WW) position sensor evaluation (позиционный датчик угла рычага управления),
37_Shift path (gear) position sensor evaluation (позиционный датчик тракта переключения),
50_Selector_Angle_cannot be regulated.
Т.ч. вероятнее всего, то, о чем я подозревал с самого начала (прям во втором посте), все же верно - поломка кроется в датчике распоз. включенной передачи. Ну или в самом исполнительном механизме.
Сейчас ищу б/у.
В общем, если кому будет нужно продиагностировать смг, теперь смогу помоч)))
подобная фигня была у товарища при люфте на муфте, которая соединяет шток переключения и исполнительный механизм.
J.P.R.F.
08.12.2014, 13:26
респектос! :thumbup
Жаль, что в нашем мире подобное воспринимается уже как нечто особенное. Взаимопомощь в профильном форуме - что может быть естественнее)
подобная фигня была у товарища при люфте на муфте, которая соединяет шток переключения и исполнительный механизм.
Да, ты говоришь об Обойме штока выбора передач = 25 11 2 229 793. У меня тоже были большие надежды на нее) В реальности приобретенную новую (~1.5кр) ничем не отличили от снятой старой.
На прошлой неделе нашел в Мск и притащил в Питер исполнительный механизм б/у с мизерным пробегом. К сожалению, на последнем этапе оказалось, что он в сборе весь, кроме датчика положения передач, ради которого все и покупалось.
Заменили, прогресс есть, но не большой:
- 1й этап адаптации прошел, прокачался исполнительный,
- 2й этап прошел, прокачалось новое сцепление,
- 3й этап (полная адаптация) провалилась, пишет "the selector-angle value of the redundant sensor is out of range (electrical)" -> т.е. опять же указывает на датчик положения передачи (23 41 2 229 792).
Новый стоит уже двадцатку, а еще месяц назад 15 :help:
Может есть у кого, хотя бы для пробы?
Жаль, что в нашем мире подобное воспринимается уже как нечто особенное. Взаимопомощь в профильном форуме - что может быть естественнее)
Да, ты говоришь об Обойме штока выбора передач = 25 11 2 229 793. У меня тоже были большие надежды на нее) В реальности приобретенную новую (~1.5кр) ничем не отличили от снятой старой.
На прошлой неделе нашел в Мск и притащил в Питер исполнительный механизм б/у с мизерным пробегом. К сожалению, на последнем этапе оказалось, что он в сборе весь, кроме датчика положения передач, ради которого все и покупалось.
Заменили, прогресс есть, но не большой:
- 1й этап адаптации прошел, прокачался исполнительный,
- 2й этап прошел, прокачалось новое сцепление,
- 3й этап (полная адаптация) провалилась, пишет "the selector-angle value of the redundant sensor is out of range (electrical)" -> т.е. опять же указывает на датчик положения передачи (23 41 2 229 792).
Новый стоит уже двадцатку, а еще месяц назад 15 :help:
Может есть у кого, хотя бы для пробы?
М центр пишет цену 14 192р. за датчик
J.P.R.F.
12.12.2014, 19:59
Сегодня с утра прилетев из командировки с ноутбуком и кабелем, направлясь в сервис, я уже мечтал, что вечером напишу победный пост.
Ибо были все предпосылки - чудом нашел в Питере датчик положения передач с минимальным пробегом, у своего знакомого, который пока с меня даже денег за него не взял.
В среду заменив датчик машина сразу же поехала! :super: Без всяких адаптаций, все передачи стали включаться и машина без проблем проехала 30 минут, из них 20 по пробкам - такое испытание она не проходила ни разу за все время существования проблемы.
И я ехал на сервис, чтобы сделать адаптацию и уже уехать домой.
Все было круто до самого последнего этапа - успешно завершилась прокачка исп.механизма, сцепления, адаптация коробки, а затем Inpa просит завести двигатель (по процедуре так). Завожусь - и красный экран Inpa, entry in error memory - "Clutch Control" :(
Тем не менее, авто едет, коробка переключается, причем шестеренки на приборке нет. Проехал минут 20 в хорошем режиме, включая пробки.
Т.е. сейчас беспокоит только наличие в мозгу SMG этой ошибки "Контроль Сцепления". В Рейнголде она называется "SMG: Динамическое задействование сцепления". Что за херня!? :wll: Мне париться по поводу этой ошибки, или может после замены сцепления требуется какое-то время (напомню, у меня новый комплект сцепы).
Кто что думает?
Кто менял сцепление, расскажите, как было у вас, долго ли нужно, чтобы "притереться"?
Кто менял сцепление, расскажите, как было у вас, долго ли нужно, чтобы "притереться"?
я упустил, ты менял только сцепу? или маховик и цилиндр сцепы тоже?
и мелкие ништяки там все поменял?
после замены сцепы (+маховик, цилиндр сцепления, шарик на который упирается рычаг и сам рычаг) у меня прошла адаптация с первого раза, сделал все от и до в дисе, как положено. тачка поехала как не в себе, с момента покупки так ниразу не ехала. через месяц-полтора задержки на переключениях стали чуть дольше, ещё раз сбросил клатч битинг поинт и после этого уже ездила и ездила, без всяких проблем.
J.P.R.F.
18.12.2014, 14:31
Ну что ж, наконец-то, я могу сказать, что это П-О-Б-Е-Д-А ! :super:
Долгожданная, и от того еще более приятная, но уверенная и безоговорочная победа!
2 дня ездил на тачке в разных режимах и ни одной аварии, ни в памяти, ни на приборке, не всплыло :apls: Временная ошибка Clutch Control ушла - я это интерпретирую как указатель на то, что новая сцепа просто еще не адаптировалась полностью, как только чутка покатался, мозги узнали новые параметры и стало все гуд.
Теперь к эмоциям:
Я и предположить не мог, что Смг может так плавно переключаться! Даже в 5м режиме толчков вообще нет, а переключения мгновенные. Все тихо, четко, быстро :apls:
Подводя итог скажу - да, конечно, это было долго. НО, пожалуй, я получил от этого больше плюсов:
+ бесценные знания и опыт. Разобрался действительно полностью в устройстве Смг (на уровне пользователя уж точно) - если кому-то интересно, напишите, и я изложу тут принципы, этапы работы этого, на самом деле, не сложного механизма SMG.
+ Наконец-то, разобрался с нормальными диагностическими прогами.
+ Привел авто в состояние близкое к идеальному - сделал то, что без этой проблемы не стал бы делать.
Короче, чувства как после экзамена, к которому ты реально сам долго и упорно готовился и сдал на отлично)
В общем, всё, что не происходит в жизни - к лучшему! :thumbup
P.s. slonik, менял сцепу со всеми мелочами, маховик и цилиндр сцепы не трогал.
Есть такая функция как сброс коррекций, она применима к разным уздам БМВ. Делается это для того чтобы не ждать пару дней, а машина адаптировалась в эксплуатации сразу.
Рад что твои долгие мучения завершились. В будущем желаю, чтоб это решалось в течении одного, двух дней как обычно. )))
P.s. slonik, менял сцепу со всеми мелочами, маховик и цилиндр сцепы не трогал.
у меня вообще все новое)
такое ще ощущение было, что работает круто как никогда. и плавность и скорость переключений.
J.P.R.F.
22.12.2014, 12:00
Есть такая функция как сброс коррекций, она применима к разным уздам БМВ. Делается это для того чтобы не ждать пару дней, а машина адаптировалась в эксплуатации сразу.
Рад что твои долгие мучения завершились. В будущем желаю, чтоб это решалось в течении одного, двух дней как обычно. )))
Да, наверное, в этом дело.
Спасибо!
такое ще ощущение было, что работает круто как никогда. и плавность и скорость переключений.
Ага, настолько плавно, что мне вроде как теперь даже не хватает пинков под зад :d
Вот интересная статья по теме - http://m3forum.net/m3forum/showthread.php?t=413137
Любопытный пост - http://m3forum.net/m3forum/showpost.php?p=1066859182&postcount=144
Парень взял необходимые запчасти (коммутатор) для ремонта насоса смг из доп насоса подкачки дсц, который ставили с mk20. Щетки новые, подшипник заказал новый.
J.P.R.F.
16.01.2015, 11:05
Вот интересная статья по теме - http://m3forum.net/m3forum/showthread.php?t=413137
Любопытный пост - http://m3forum.net/m3forum/showpost.php?p=1066859182&postcount=144
Парень взял необходимые запчасти (коммутатор) для ремонта насоса смг из доп насоса подкачки дсц, который ставили с mk20. Щетки новые, подшипник заказал новый.
На этих буржуйских форумах вообще много интересного. Народ, в отличии от наших, к великому сожалению, очень охотно делится информацией.
Эту тему видел.
Вот еще интересная:
http://www.m3forum.net/m3forum/showthread.php?t=444126&highlight
Отчет о переделки в ручку - вот это отчет, так отчет, это я понимаю!
Все детально, с перечнем деталей и картинками.
У нас же почти никто не ведет банальную таблицу по обслуживанию своих машин, квитанции на работы мало кто сохраняет. Что очень зря.
http://www.youtube.com/watch?v=5c_bWAcwMuM
автор видео перенес насос в холодную зону, это избавило его от проблем с температурой
жестяка))) температура конечно важно, да и удобно, если какой косяк. тут же снял, отремонтил, поставил на место)))
ПС. аккуратно в определённом положении узел выходит без снятия коллектора, ещё пару раз туда-сюда и можно норматив сдавать))))
J.P.R.F.
13.01.2016, 14:42
http://www.youtube.com/watch?v=5c_bWAcwMuM
автор видео перенес насос в холодную зону, это избавило его от проблем с температурой
Еще есть способ впаять резистор в цепь, обманывая датчик температуры. Конечно, это не решение проблемы, если она есть, но народ заграницей так избегает проблемы скидывания в нейтраль и ездит еще по много тысяч км без замены моторчика.
ПС. аккуратно в определённом положении узел выходит без снятия коллектора, ещё пару раз туда-сюда и можно норматив сдавать))))
Только там при таком подходе может 1я трубка страдать)
Только там при таком подходе может 1я трубка страдать)
ничего там не страдает. кроме пальцев :wnk:
Power_Unlimited
25.06.2018, 00:21
Всем привет!
У меня тоже смг стала выбивать в нейтраль. Кто знает, какой номер насоса гидроблока?
Всем привет!
У меня тоже смг стала выбивать в нейтраль. Кто знает, какой номер насоса гидроблока?
21 53 2 229 715
evgenuevysotski
05.08.2018, 15:16
Новый гидроблок стоить 3500 евро, +-, могу кинуть ссылки, по сути сам уже вторую неделю с проблемой борюсь, уже решил что если не выйдет, покупаю новый акумулятор, мотор, резинки и клапана, и это станет +-1500 долларов. Потому что в сети, больше мотора насоса, и аккумулятора, ничего больше в гидроблоке не меняют. Ну реле еще, но по сути такие реле стоят в очень многих авто, на насос, с такой же эл. схемой. А что компьютер вообще пишет у тебя? Какие ошибки?
Всем привет! Вот возможное решение Ваших проблем с СМГ2
http://bmwclub.lv/threads/pobedit-smg-na-m3e46.50753/
и
http://m3forum.net/m3forum/showthread.php?t=414499
Резистор 680Ohm 1/2watt
evgenuevysotski
08.08.2018, 09:42
Да интересная инфа, но часто у людей другие проблемы, низкое давление, частое включение. А у него просто метод проб и ошибок. не читая какие были по компу. Но в любом случае полезный пост, если будет бадаться на температуру
Да интересная инфа, но часто у людей другие проблемы, низкое давление, частое включение. А у него просто метод проб и ошибок. не читая какие были по компу. Но в любом случае полезный пост, если будет бадаться на температуру
Если низкое давление,то этот способ не поможет конечно:thnk:
Вот хороший магазин, нужные детали для ребилда гидроблока SMG 2 есть
https://burkhart-engineering.com/epages/c2babc39-3494-4a11-bfa8-9e28d50a3799.sf/en_US/?ObjectPath=/Shops/c2babc39-3494-4a11-bfa8-9e28d50a3799/Categories/%22Shop%20BMW%22/%22BMW%20E46%22
Всем привет!
Хочу попросить совета! M3 e46 2003 март SMG 2.
Пред история, как то после мойки отказалась включать передачи, просто моргала индикация 1 или R в зависимости от того что включишь. Просохла, проблема ушла но не на долго, через где - то месяц, произошел подобный случай при заезде на яму.. Так же ошибка ушла после сброса клеммы. Оговорюсь сразу - город маленький, в пробках не стою, температура в обоих случаях была от -7 до -11.
И вот вчера, на светофоре скинул в нейтралку, а обратно ни 1 передачу включить не смог, моргает индикация 0 при включении что передних передач, что задней.
Загорелась шестеренка на приборке...(на улице +29)
Сутки машина постояла, считали ошибку каким то колхозным сканером выбило P1758
Положение Y рычага переключения - неисправность электрической цепи. Проводка, плохой контакт, датчик положения рычага переключения, ECM, TCM
Так показывает инет по ошибкам бмв, но за рубежем на форуме встречается
и такая трактовка SMG: selection angle cannot be engaged - P1758.
Сервисов в городе нет, подскажите где примерно этот датчик находится? есть ли такой вообще, и куда можно посмотреть в 1 очередь.
Тому кто осилил текст +100 к карме, кто поможет в проблеме - сто процентов попадет в рай.
Всем привет!
Хочу попросить совета! M3 e46 2003 март SMG 2.
Пред история, как то после мойки отказалась включать передачи, просто моргала индикация 1 или R в зависимости от того что включишь. Просохла, проблема ушла но не на долго, через где - то месяц, произошел подобный случай при заезде на яму.. Так же ошибка ушла после сброса клеммы. Оговорюсь сразу - город маленький, в пробках не стою, температура в обоих случаях была от -7 до -11.
И вот вчера, на светофоре скинул в нейтралку, а обратно ни 1 передачу включить не смог, моргает индикация 0 при включении что передних передач, что задней.
Загорелась шестеренка на приборке...(на улице +29)
Сутки машина постояла, считали ошибку каким то колхозным сканером выбило P1758
Положение Y рычага переключения - неисправность электрической цепи. Проводка, плохой контакт, датчик положения рычага переключения, ECM, TCM
Так показывает инет по ошибкам бмв, но за рубежем на форуме встречается
и такая трактовка SMG: selection angle cannot be engaged - P1758.
Сервисов в городе нет, подскажите где примерно этот датчик находится? есть ли такой вообще, и куда можно посмотреть в 1 очередь.
Тому кто осилил текст +100 к карме, кто поможет в проблеме - сто процентов попадет в рай.
С такими вещами по интернету сложно, нужно смотреть ряд параметров. То что сказал китайский комп не совсем нужно воспринимать как руководство к действию.
vBulletin® v3.8.4, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot