Что делает счастливым современного водителя? Климат-контроль? Мультимедийная система, способная «читать» iPod и iPhone?
Создатели суперкара Ariel Atom думают совсем иначе. Их автомобиль хоть и предназначен для дорог общего пользования, но не имеет стекол, дверей ― и уж тем более в нем нет кондиционера и аудиосистемы.
Atom ― это студенческий проект Ника Смарта в университете Ковентри. А глава компании Ariel Motor, Симон Сандерс ― старший преподаватель этого заведения и одновременно бывший научный руководитель проекта.
Вообще, третье поколение «скелетомобиля» Atom оснащается «четверкой» от хот-хэтча Honda Civic Type R. Однако мощности 245 л.с. и энерговооруженности в 537 л.с./т создателям показалось мало, ― и они решили увеличить количество цилиндров вдвое.
«Атомный» мотор V8 ― это еще одно произведение инженерного искусства. Созданный из двух «четверок», заимствованных у спортбайка Suzuki Hayabusa, трехлитровый мотор расположен перед задней осью поперечно и выдает 475 л.с. (а в гоночной версии ― все 500 л.с.), поднимая энерговооруженность 550-килограммового Атома на недосягаемую даже для суперкара Bugatti высоту: 864 л.с./т против «всего» 530 л.с./т у Вейрона!
Мотор массой всего 90 кг разработан американской компанией Hartley Enterprises. Максимальная мощность 475 л.с. достигается при 10600 об/мин, а 363 Нм крутящего момента ― при 7750 об/мин
Заявленные динамические показатели ― 2,3 с времени разгона до 96 км/ч и 5,4 с до 160 км/ч ― приближают Atom к формулам серии GP2 (890 л.с./т)! Хотя, конечно, вряд ли Ariel будет способен посоревноваться с формулами в поворотах.
Любопытно, что этот мотор V8 ставят на Atom не впервые: владелец американской компании по выпуску гоночной техники, Дэвид Палатов, однажды оснастил им свой собственный Ariel, а после предложил тюнинг-кит всем желающим.
Но в самой компании Ariel заменой мотора не ограничились. В частности, была переработана аэродинамика и с этой целью изменилась даже форма рычагов передней подвески.
Амортизаторы Атома с выносными камерами имеют три направления регулировки (два на сжатие и одно на отбой). А если учесть, что и пружины тут можно «зажать» в четыре стадии, то для настройки автомобиля под конкретную трассу впору нанимать гоночного инженера!
Как и в любом гоночном автомобиле, настроить можно практически все: launch-control, противобуксовочную систему, степень блокировки заднего дифференциала…
Секвентальная шестиступенчатая коробка передач Sadev ― тоже из гоночного мира. Благодаря пневмоприводу передачи меняются всего за 40-50 мс, а повышать их можно подрулевыми лепестками без сброса газа.
Из элементов активной безопасности ― жизненно необходимая противобуксовочная система и launch control.
― На создание восьмицилиндровой машины мы потратили почти три года, ― говорит Симон Сандерс. И обеспечить ее управляемость было одной из ключевых задач, ведь наши покупатели ― это водители, а не астронавты.
Если обычных Атомов с хондовскими моторами продается по сто штук в год, то восьмицилиндровых версий будет построено всего 25, причем 20 из них уже проданы по цене от 231 тысячи долларов за штуку.
Интересно, что у потенциального покупателя этой машины есть как минимум две альтернативы ― это схожие по мощности восьмицилиндровые «ракеты» Caterham Levante и Radical SR8LM примерно за 150 тысяч долларов.