
Чтобы Honda S2000 получила допуск на старт, пришлось поставить жесткую крышу. Игра стоила свеч — класс SP3 (специально подготовленные автомобили с объемом двигателя 1750—2000 см3) в этом сезоне наиболее массовый

На каждом этапе ведущие шинные компании (Dunlop, Michelin, Pirelli, Yokohama и даже Toyo и Kumho) разворачивают шатры, где продают и монтируют шины. Правилами разрешены грелки и нарезка протектора вручную

В VLN относительно либеральные техтребования: BMW Z4 класса SP6 — с атмосферным трехлитровым мотором и серьезно переделанным кузовом, а огромное антикрыло разрешено выносить назад

В предпоследней гонке сезона Соколов не «отловил» занос на мокрой трассе — норов BMW M3 вышел боком
Все делается для людей — и неудивительно, что в итоговой классификации 2009 года насчитывается более девяти сотен пилотов! Большинство из них — любители, попавшие под магическое влияние Нюрбургринга. Они проезжают два-три этапа — в меру занятости и финансовых возможностей. Поскольку VLN — серия местная, им не нужна даже международная гоночная лицензия. Можно просто получить «спецпропуск» на Нордшляйфе, продемонстрировав организаторам гонки свои навыки и знание трассы. Но костяк VLN — пилоты, выступающие на Северной петле много лет и почти неизвестные за ее пределами. Вы знаете, кто такие Ханс-Отто Фритцше, Дирк Адорф или Йоханес Шайд? А ведь они выигрывали чемпионат VLN по нескольку раз.
На Северной петле опыт пилота — одно из главных преимуществ. Здесь жизненно важно знать каждый сантиметр трассы. Редкий этап обходится без капризов погоды — тумана, дождя, а то и снегопада! Причем состояние 20-километровой трассы порой меняется от виража к виражу. Вдобавок две сотни машин — много даже для кольца длиной более 22 километров. Обычно за круг пилоту на быстрой машине приходится совершать больше десяти обгонов, каждый из которых связан с риском.
А на пит-лейне и вовсе вавилонское столпотворение! В боксе, где на Гран При обслуживается один болид Формулы-1, на VLN размещаются пять-шесть машин. Каждая — со своей бригадой механиков, инструментом и запасом шин. Тесно!
Зато даже со скромным бюджетом на Северной петле можно не только гоняться ради собственного удовольствия, но и побеждать, ведь очки в зачет чемпионата гонщику начисляются за место в классе, причем с поправкой на количество машин, стартующих в нем. Что убедительно доказали в прошлом году Андрей Круглик и Алексей Мочанов. Украинцы выбрали относительно недорогой, но массовый класс SP2, и благодаря регулярным победам в нем на скромном 1600-кубовом хэтчбеке Ford Fiesta совсем чуть-чуть недотянули до «золота» чемпионата! Прежде всего потому, что победители сезона выступали в еще более массовом классе, и их победы на этапах оказались весомее...

Малеваный, Соколов и Агафонов выучили сложную трассу на симуляторе Gran Turismo IV на Sony Playstation — это помогло поехать быстро на первой же гонке
Как «прописаться» на Нюрбургринге? Россияне и украинцы, как и большинство пилотов, договариваются об аренде автомобиля и его обслуживании с одной из немецких команд. Такой путь привлекает своей простотой — прилетел, проехал гонку, улетел домой. Главное — заплатить. Сколько? Это сильно зависит от класса, в который попадает арендуемая машина, и... занятого места. Команды заинтересованы в быстрых рента-драйверах — и при удачном финише дают существенную скидку.
В нынешнем году на фоне комы российского «кольца» в гонках серии VLN стартовало пятнадцать россиян и восемь украинцев — почти как в 2008-м. Для экипажа Дениса Малеваного, Андрея Агафонова и нашего коллеги из журнала Автомобили Дмитрия Соколова это был первый сезон, и рассчитывать на скидки они не могли. Поэтому ребята нашли свой путь: Денис, живущий в США, переправил в Германию свой серийный BMW M3 E46 с роботизированной коробкой SMG II. Здесь в него вварили несложный каркас безопасности, установили гоночные пружины, амортизаторы, тормозные колодки — и получился автомобиль «стандартного» класса V6. О хранении и обслуживании машины договорились с Дариусом Дрзенслой, гонщиком и владельцем маленького гаража в соседней деревне.
Но настраивают подвеску, выбирают шины и решают организационные вопросы ребята сами. В итоге тратят на каждую гонку около 4000 евро — примерно столько же пришлось бы заплатить каждому из них, если брать такой BMW в аренду.
Однако в следующем сезоне Малеваный, Агафонов и Соколов хотят сменить технику — оказалось, что стандартная «эм-третья» очень сложна в управлении. Плохо загруженные задние колеса, жесткая «блокировка» и роботизированная коробка передач не оставляют пилоту права на ошибку в работе с тягой. Чуть резче нажал или, наоборот, отпустил газ — и BMW проваливается в занос, бороться с которым очень трудно. Кроме того, у «эмки» E46 не подходящая для Нюрбургринга с его скоростными поворотами, трамплинами и неровным асфальтом аэродинамика. Недаром на автомобилях группы SP стоят огромные антикрылья и диффузоры — на скоростной Северной петле они сглаживают нервную управляемость. А на скорости под 250 км/ч, когда в нескольких метрах от тебя — вековой лес, это важно, как жизнь.

Этот Opel Manta был выпущен в начале восьмидесятых, но до сих пор способен финишировать в первой сотне «абсолюта»
Поэтому ребята задумываются о Porsche 911 «старшего» класса: они уже продемонстрировали свои способности, заняв на одном из этапов третье место в классе, и теперь им предлагают арендовать такой автомобиль с большой скидкой. Но тогда им предстоит борьба с быстрейшими пилотами VLN — экс-чемпионами серии и гонщиками с мировым именем — Энди Приолем, Хансом-Йоахимом Штуком, Уве Альценом. Выбрали Porsche и многие наши пилоты: Стас Грязин, Валерий Горбань, Андрей Круглик, Алексей Басов. Словом, те, кто давно «подсел» на Северную петлю. Ведь мощный, но не столь норовистый «девятьсот одиннадцатый» позволяет принимать наркотик под названием Нордшляйфе в больших дозах. А заменителя этому наркотику в мировом автоспорте нет — и, похоже, не будет никогда.